Click to order
Что такое аштанга йога?
Автор статьи Катя Ковинская
Насколько многогранна практика аштанга йоги, настолько многогранен ответ на вопрос, что из себя представляет эта практика, причем градация может варьироваться от самого простого объяснения до глубоко утонченного, и то же самое присутствует и в самой практике Аштанга йоги.
И это одна из наиболее удивительных черт метода, благодаря которому практика изо дня в день не становится скучной или одинаковой. Каждый практикующий в любой момент своей жизни может найти для себя именно то, что ему необходимо, ответы на любые свои вопросы. В изучение метода всегда есть возможность погружаться глубже и глубже. и он никогда не устаревает.

Один из самых распространенных объяснений, что такое Аштанга йога, через восьмеричный путь. Ашта - в переводе с санскрита восемь, что включает в себя восемь ветвей аштанги.

Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна, самадхи.

И даже если знать, что аштанга подразумевает восьмеричный путь, очень часто понимание сужается исключительно до третьей ступени - асаны. Ведь именно это, чаще всего, подразуемвается, когда кто-то говорит, что он “занимается йогой”. Но если практиковать аштангу длительно, ежедневно и в рамках метода, то понимание значительно расширяется.


Если рассматривать асаны в традиции Аштанга йоги, то здесь нельзя не рассказать про определенные серии последовательностей - всего их шесть - и практикующий двигается от простого к сложному, осваивая асану за асаной. Сначала в первой серии, потом переходит ко второй, потом к третьей и так далее. И это путь длинною в жизнь, очень много неизвестного иногда скрыто за, казалось бы, всего лишь физическим положением тела. Все асаны в последовательности связаны единой линеей дыхания, чему в Аштанге уделено наибольшее внимание, и плавными переходами. За каждой асаной закреплено определенная фиксация взгляда - дришти.
Дыхание, дришти и асана - тристана метода Аштанга йоги
Для новичков может показаться скучным и однообразным повторение одной и той же последовательности каждый день, но в последствие в этом повляется своя изюминка. Ведь каждый день человек проживает разные эмоции и каждый день физическое состояние тела отличается, а выполняя одни и те же действия, появляется возможность отслеживать минимальные изменения состояния ума и тела. Практика одной и той же последовательности создает своеобразную довольно контролируемую среду, куда каждый практикующий может поместить себя, таким образом, создавая себя идеальную среду за наблюдением своих реакций и паттернов поведения. Ведь ровно как мы ведем себя на коврике - ровно так, мы продолжаем вести себя в жизни, где уже очень сложно порой сохранять состояние наблюдателя. Не говоря уже о том, что чем дальше студент продвигается по сериям, тем более он развивает концентрацию, тем более осознанным становится его жизнь вне коврика.

Тем не менее, практикой асан метод Аштанга йоги вовсе не ограничивается, хотя для кого-то этого может быть вполне достаточно. А если есть желание и потребность двигаться глубже в понимание мира и себя, в рамках метода открывается океан возможностей. Как правило, со временем практики студент начинает интересоваться и другими ветвями Аштанга йоги.

Условно, их можно разделить на пять внешних и три внутренних.

Яма и нияма представляют собой - набор моральных и этических устоев, которые рекомендуют, как следует относиться к себе и к мире вокруг себя.

Пранаяма представляет собой техники управления дыханием.

Пратьяхара - практика концентрации и отвлечения чувств от объектов.

Изучение и следование данным принципам, как правило, дает не ограничения, а свободу и чувство уверенности, а также усиление осознанности своих мыслей и действий, что позволяет жить в мире с собой и всем, что окружает. И все эти ступени уже можно найти в том, что каждый студент практикует на коврике. Во время практики асан можно соблюдать все принципы ямы и ниямы. Удержание корректного глубокого свободного дыхания со звуком - практика пранаямы. А фокус взгляда на определенных точках во время практики - дришти - практика пратьяхары.

Аштанга йога, на первый неопытный взгляд, может показаться цирковой гимнастикой, рейтинговой системой или соревнованием. Но спросите любого практика, из любого конца света, который практикует какое-то длительное время, и это будет опровергнуто. Не смотря на том, что есть какие-то ограничения по выполнению асан, необходимо освоить предыдущие асаны, чтобы “продвинуться” по серии, что может быть воспринято западным умом как признаки соревнования, все это исключительно создано для того, чтобы можно было безопасно продвигаться по сериям, а также для глубокой работы с умом и образом мышления. Такой подход на коврике говорит практикующего для следующих трех ветвей - Дхараны, Дхъяны и Самадхи.
Подводя итог, можно смотреть на Аштанга йогу исключительно как на работу с телом и физкультуру, а можно как на целостную систему для работы со своим телом и со своим умом. Она позволяет эволюционировать как на физическом уровне - вначале, а в конечном счете - на духовном. Практика Аштанга йоги многогранна и включает в себя огромное количество тонкостей и деталей, погружаясь в которые, не перестаешь удивляться и восхищаться данным методом.